Мой сайт
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 14.05.2024, 17:30

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль театра в формировании личности современного школьника.
Статья Кольчугиной Е.К. Роль театра в формировании личности современного школьника. Моя театральная деятельность в школе началась 2002 году. В первый класс поступил мой сын и, готовясь к конкурсу, классный руководитель обратилась ко мне с просьбой помочь в инсценировании стихотворения «Багаж» С.Я. Маршака с тем самым классом, в котором учился мой сын . Главной задачей было вовлечь как можно больше учащихся в творческую деятельность. По образованию я профессиональная актриса и мне не составило особого труда сделать спектакль. Первый опыт получился удачным. Спектакль на школьном конкурсе театральных работ занял 1-е место . Мне предложили поработать в школе в качестве педагога дополнительного образования и с 2002 по 2005 учебные года были поставлены спектакли: по стихам Б.Заходера, сказке А.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», русская народная сказка «Лубяная избушка», стихам Д.Хармса «Цирк Принтипрам», Спектакль по рассказам Е.Клюева «Сказки простого карандаша», который стал лауреатом окружного фестиваля школьных театров. Постепенно я увлеклась и втянулась в школьную жизнь. Параллельно с репетициями я стала обучать детей актёрской технике, разыгрывались этюды на беспредметные действия, изучалась пластика, проходили занятия по сценической речи. Классный руководитель стала с удивлением отмечать, что дети , занимающиеся театром, стали лучше читать , говорить и даже логически мыслить, успеваемость и дисциплина у этих детей значительно отличалась от их сверстников. Мне предложили поработать в школе в качестве педагога дополнительного образования и создать школьную театральную студию. В студии появились и новые спектакли и новые актеры-ученики, как младшей школы, так и основной и старшей. Интересным был опыт работы с девятым «А» классом. Ко мне пришла группа учащихся и попросила принять всех их в студию. Они были готовы участвовать в любой постановке, всё равно какой, лишь бы вместе и лишь бы сейчас. Пришлось объяснить , что для начала мне нужно их узнать, понять их индивидуальность, а для этого надо начать с этюдов. Я задаю предлагаемые обстоятельства, и прошу ребят существовать в них ничего не выдумывая, вести себя так как они повели бы себя в реальных ситуациях. И тут выяснилось, что дети к девятому классу обросли комплексами, потеряли искренность и наивность восприятия, не могут вести себя естественно, а о фантазии и говорить не приходится . В сжатые сроки пришлось ознакомить их с театральной лексикой, отсмотреть и обсудить ряд театральных работ известных мастеров сцены, ввести их в мир театра, перевоплощения, выполнения задач, поставленных режиссёром. А тем временем я присматривалась к ним и искала пьесу, чтобы каждому была роль по его способностям и как говорят в театре «на его индивидуальность». К сожалению, театром в большинстве хотят заниматься девочки, а пьесы рассчитаны на мужской состав труппы, и я их уговорила на постановку сказки А.Усачёва «Страсти по Насте», где каждому нашлась подходящая роль. Жанр мы определили как «балаган с Петрушкой», и началась работа. Нужно было сохранить жанр и стиль существования на сцене в костюмах . Кое-что ребята шили сами , что-то подбиралось из «бабушкиных сундуков», Ребята знакомились с книгами по истории костюма, слушали народную музыку ,научились понимать , что соответствует нашему спектаклю , а что не совсем подходит, искали музыкальные темы для линии влюблённых, для поддержки комичности смешных персонажей, долго и мучительно искали трагическую музыкальную тему. Репетируя спектакль, мы продолжали работу над этюдами, занимались сценическим тренингом (пластика и речь), постепенно мои актёры начали делать первые шаги на сцене и уже играли почти как профессионалы. Спектакль вышел к концу учебного года и был сыгран 11 раз. К последнему спектаклю ребята признались, что перестали быть скванными, думать о руках, ногах, а у всех было ощущение, что они и есть эти персонажи и удовольствие от игры на сцене наконец-то пришло. Удивительно и то , что никто из них не собирается связать свою жизнь с профессией актёра, но с завидной настойчивостью они каждый новый учебный год приходят на собрание студии и ждут новых работ. С этой группой были поставлен спектакль «Играем классику» включавший сцены из пьес А.Грибоедова «Горе от ума», Н.Гоголя «Ревизор» и «Женитьба», инсценировку рассказа А.Чехова «Хористка». К слову сказать и этот спектакль был дан 10 раз. В этом году с этой группой выпускается 3-ий спектакль по пьесам А.П.Чехова. Ребята признавались мне, что после работы над спектаклями им стало интересней читать программные произведения и они стали их лучше понимать. «Мы как будто выросли»,- говорили мне мои студийцы, а родители сообщали по секрету, что давно с таким рвением дети не читали ,заданного по литературе. Сегодня театральная студия насчитывает 90 человек, а это 6 групп по 15 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Каждая группа - это маленький коллектив со своим расписанием и укладом (как правило, все учатся в классах одной параллели). Многие дети открывают для себя новые профессии, научаются работать руками, с удовольствием работают декораторами, гримёрами, звукорежиссёрами, рабочими сцены. Работа в театральной группе помогает каждому участнику лучше понять свои возможности, осознать собственный потенциал, реализовать себя в различных формах деятельности. Процесс подготовки и выпуска спектакля с каждой театральной группой разрабатывается как проект. Каждая группа выбирает драматургию, определяют этапы работы, распределяют обязанности, а сам спектакль выступает как представление проекта. Если раньше весь процесс обучения театральному искусству подготовки спектаклей лежал на моих плечах, то сегодня, несмотря на большую занятость учебой, ребята с удовольствием дополнительно занимаются с педагогами пластикой и вокалом, сценической речью. Основным условием набора в студию является мотивация ребёнка - «я очень хочу этим заниматься». Поэтому ни отбора, ни предварительных прослушиваний при поступлении в студию нет. Да и кто может заранее сказать, что может получиться при большом старании и создании условий для выявления их творческих возможностей. Да и я не ставлю своей задачей превратить их в актёров. Важно, что ребята, приобретая навыки в процессе актёрских тренингов и сценического опыта, значительно отличаются от большинства своих сверстников умением говорить, держаться на публике, и даже логически мыслить и рассуждать. Моей главной задачей является воспитание гармоничной личности, умеющей творчески жить и мыслить, знающей этику поведения, умеющей выходить из конфликтной ситуации, а главное умеющей отличить добро от зла, чему учит великая русская литература, драматургия и театр. Театр учит работать в коллективе, объединяться ради идеи спектакля, умению управлять своей волей, видеть и слышать другого, понимать природу поступка и поведения, управлять своими эмоциями и главное понять себя и оценить свои возможности. Первый спектакль мы играем для родителей и друзей, а после его просмотра, родители с удивлением и восхищением говорят, что они узнали о своих детях много нового, неожиданно раскрылись новые грани их личности. Оказалось, что талантом к сценическому творчеству обладают все занятые в спектакле дети. Эти встречи и обсуждения затягиваются допоздна, расходится никто не хочет, всех объединяет тёплая дружеская атмосфера внутри студии и радость. При студии создан родительский комитет, который собирается на заседания раз в месяц. В работу комитета входит родительская помощь по оформлению спектаклей и изготовления костюмов, а также обсуждение после спектакля работ детей - маленький худсовет. Это нужно и детям и родителям, теперь у всех есть общее дело, объединяющее интересы детей и интерес родителей к своим детям. В наше время много развлечений и мало дел и , которые могут объединить детей и родителей, и времени, которое родители могут посвятить своим детям и собственным примером серьёзного отношения к делу помочь в воспитании ответственной личности. Затем мы играем для школы, где присутствуют и педагоги и ученики, после приглашаем школы-соседи , и наконец представляем спектакль жителям нашего района Опыт моей работы показывает огромные возможности школьной театральной деятельности в воспитании молодых людей и решении сложных проблем их адаптации к жизни в современном обществе. Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость. Приходится тратить много усилий, чтобы научить правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности. В работе с вновь пришедшими в студию я ставлю задачу раскрепостить их, снять психологические и физические зажимы, для этого подбирается материал, приближенный к клоунаде, где дети в радости и в свободе творят вдохновенно, надевая смешные костюмы и гримируясь соответственно образу клоуна, забывают робость и неуверенность. Театр позволяет выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, способствует выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха”; содействует самореализации личности ребенка и педагога. Театр помогает укрепить взаимоотношения в коллективе. Элементы совпадения в художественном творчестве ускоряют развитие эмпатии и положительных чувств; усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную и социальную компетентность. Театр – ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр. Занятия в театральной студии позволяют успешно преодолевать тревогу, раздражительность, страх, неуверенностью в себе, сниженную самооценку, трудности в общении, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности. Театр позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру, а так же помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Сама атмосфера театра безопасна и воодушевляющая, поэтому действует для зрителей и актеров исцеляюще. За прошедшие годы я стала понимать значимость театра в жизни школы и каждого ученика в отдельности. Мои наблюдения открыли мне огромные возможности театра в воспитании и формировании личности учащихся, а опыт показал необходимость театра для детей. Деятельность педагога дополнительного образования, как и педагогическая деятельность, является управленческой, регулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных сфер. Сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения. возникновению благоприятного социально-психологического климата, как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом. Внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов. Во-вторых, школьный театр как дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в работе театральной студии способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Жаль, что воспитательные возможности школьного театра как дополнительного образования до сих пор осознаются педагогами в недостаточной мере. Как показывает опыт, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях. Таким образом, школьный театр способен решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы. Это лишь первый шаг на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное — сделать его. Дальнейшее будет зависеть от нашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе и какими мы их подготовили для будущего профессионального самоопределения. Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков. Ноябрь 2009 года.
Категория: Мои статьи | Добавил: Helen (06.10.2011)
Просмотров: 3598 | Комментарии: 1 | Теги: петрушка, материал, ученики, образование, Чехов, костюм, дети, Школа, Театр, Грибоедов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ренат  
0
успехов в твочестве!

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz