Мой сайт
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.04.2024, 02:22

Главная » Статьи » Мои статьи

Комедия ДЕЛЬ АРТЕ
КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ


Комедия дель арте, или комедия масок, - вид итальянского театра XVI – XVII вв., сочетавший в себе черты веселого карнавала, народного фарса и «ученой комедии», сыгранной на буффонный лад. Разыгрывали спектакли бродячие лицедеи. Глава группы – капокомико задавал сюжет, и на подмостки выходили два веселых дзанни (слуги) – Бригелла и Арлекин; скупой, спесивый и хворый купец Панталоне; ученый болван Доктор юриспруденции из Болоньи; трусливый бахвал Капитан; острая на язычок служанка Сервета. Появлялись влюбленные, и начиналась веселая карусель: старики, как водится, мешали соединению любящих, а молодые с помощью бойких услуг оставляли их в дураках. Написанного текста не было, была сюжетная схема, сценарий и актеры импровизировали диалог на ходу, подхватывая реплики партнера. Ансамбль получался великолепный, действие стремительное; находилось место и для сольного номера, и для уморительных лацци – трюков, которые показывали оба дзанни.
Веселый, разбитной Бригелла выходил в белой блузе с поясом и широких белых штанах. На блузу Арлекина нашивали пестрые лоскутки. Это был добродушный и ребячливый парень, правда, несколько глуповатый по сравнению с Бригеллой.
Панталоне щеголял в красных штанах, красной курточке и черном плаще, был не прочь, несмотря на возраст, поволочиться за девушками и считал себя достойным всяческого внимания. Доктор являлся в черном мантии с белым жабо и говорил на тарабарской латыни. Капитан обещал стереть в порошок каждого, кто вставал на его пути, ведь он – испанец и уже покорил полмира – вот только деревянная шпага всякий раз в ножнах, и потому он опрометью удирал от старого Панталоне, стоило тому погрозить ему пальцем.
Слово, пантомима, музыка, танец соединялись в веселом увлекательном зрелище.
Маска в комедии – это и собственно маска, закрывавшая лицо актера полностью или частично (иногда просто прикрепленный нос или огромные очки), и социальный типаж, заостренный до шаржа, с неизменным физическим обликом и чертами характера, своей «психологией». Последняя определялась его социальным положением или профессией. Актер, выступивший удачно в какой-то маске, затем постоянно появлялся с ней на сцене; так возникло понятие «амплуа» (см. Маски и амплуа). Самих же масок было великое множество: так, на юге Италии Панталоне именовался Ковьелло, вместо Доктора важно выступал нотариус Тарталья, Бригелла стал Пульчинеллой, отличавшимся особым нахальством и злостью. Но все это были вариации тех же типов, обобщенных и метких. Нередко представления комедии дель арте были остросатирическими, и тогда после спектакля труппа комедиантов спешила удалиться проч. В состав бродячих трупп входили замечательные актеры-импровизаторы, такие, как Дж. Ганасса и Н. Барбьери – создатели масок дзанни; Ф. Андриени – знаменитый и неподражаемый Капитан. Популярность этого народного зрелища была огромной и перешагнула границы Италии. Труппы итальянцев кочевали по всей Европе и поистине всеевропейской известностью пользовались Изабелла Андриени, братья Мартинелли, Дж. Саки. В Париже была даже своя «Комедии итальен», опасный конкурент Французским актерам. Итальянцев не раз изгоняли, но на их же искусстве и учились. Влияние итальянской комедии масок заметно, например, в ранних пьесах Ж. Б. Мольера. Маски комедии, которые итальянские актеры показывали в других странах, не редко принимали национальный блик (так, английский Панч – потомок Пульчинеллы), становились частью национальной культуры страны.
В самой Италии пьесы-сценарии и актер-импровизатор были не менее популярны, чем комедии К. Гольдони или пьесы-сказки К. Гоцци, в которых нередко действуют маски. Романтики с их особым вниманием к фольклору, к народному началу в культуре высоко ценили творчество Гоцци.
В начале XX в. вновь пробуждается интерес к комедии дель арте. Так, режиссеры Г. Крэг, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов возрождают и по-своему интерпретируют темы и образы старого итальянского театра. Постановка Вахтанговым «Принцессы Турандот» Гоцци стала событием, ознаменовав собой появление целой школы в советском театральном искусстве.
Италия XX в. знала «великого Арлекина» М. Моретти, игравшего в спектакле Дж. Стрелера «Слуга двух господ» по пьесе Гольдони. В наши дни дух комедии масок, может быть, полнее всего воплощает замечательный актер-импровизатор Д. Фо, в чьих спектаклях соединяются политическая сатира и виртуозное лицедейство. Влияние маски ощутимо и в творчестве Э. Де Филиппо – драматурга, режиссера, актера (см. Итальянский театр).
Народная комедия масок с ее раскованностью, свободой и веселым бесстрашием оказала благотворное воздействие на театральное искусство не только в Италии. Что же касается итальянского театра, то и сегодня в нем сохранилась та I’anima allegro - «веселая душа», которая сделала маску живой и была сутью комедии дель арте.
_______________________________________________________________

Как жанр комедия дель арте возникла в середине XVI века.
По существу название это переводится как «профессиональный театр», под ним выступал целый ряд театральных трупп. Позднее комедию дель арте стали именовать комедией масок. В ней продолжал свое предцирковое развитие комедийный персонаж – прародитель клоуна. Его черты проглядывают в масках дзанни. Слово «дзани» - произвольный вариант имени Джованни. (По-русски его звали бы просто «Ванька».) Дзани – общее название масок комедии: Арлекино, Бригеллы, Бельтраме, Буфето и т. д. Главными же были старик Панталоне (шаржированный персонаж венецианского купца) и Доктор (пародия на лжеученого). На долю дзани в комедии выпадало много побое. Но все эти драки не удручали, а веселили, так как носили карнавальный характер. К тому же дзани-слуги, улучив момент, лихо разделывались со своими господами.
Именно дзани, обладая воистину цирковой актерской техникой, разыгрывали лацци (буквально переводится как «действие») в сюжете комедии.
Они жонглировали, крутили сальто и пируэты, летали над сценой, проваливались в люки, показывали фокусы.
Первым из слуг в комедии считался Бригелла, а вторым – Арлекин. Костюм Бригеллы состоял из белой полотняной блузы, таких же панталон, длинных и навыпуск, белого плаща, белой шапочки, желтых кожаных ботинок, пояса под цвет ботинок и белых чулок. За пояс был заткнут кинжал, чаще всего не бутафорский из дерева, а настоящий. Шапочка, плащ, блуза и панталоны Бригеллы были расшиты зелёными галунами.
На первых порах Бригелла олицетворял тип умного крестьянина, ловкого и изворотливого. Он активно включался в борьбу, долго помнил полученные обиды, был мстителен. При случае Бригелла мог пустить в ход свой кинжал. Его голова была полна хитроумных планов, а хозяева Бригеллы, помимо своего желания, довольно часто оказывались замешанными в его проделках. Он легко находил выход из любой ситуации, умел произносить пламенные тирады и в карман за словом не лез. Бригеллу постоянно обуревали страсти к женщинам, к золоту. Он был отважен с трусливым противником, нахален с женщинами, нагл с дряхлыми стариками, но, если Бригелла видел силу и власть, он тотчас начинал заискивать.
Бригелла умело закручивал комедийную пружину сценария , опутывая всех сетью интриг. Его ловкости, хитрости и остротам не было предела. Если было необходимо, то Бригелла мог сыграть на музыкальном инструменте, а во время комедийной погони неожиданным акробатическим прыжком избавиться от преследователей. В первые годы сценической жизни Бригелла – «мрачный шут и опасный нигилист», но потом становится более мягким и веселым. Кинжал заменяется безобидной палкой. Маска первого дзани – это парень с хитрецой, тертый калач. Его трудно обвести округ пальца, а он перехитрит кого угодно.
Маска Бригеллы оказала несомненное влияние на «говорящего клоуна». Костюм циркового клоуна такого же типа, его характер, его саркастические остроты, его страсть к интригам, мистификациям, любовь к пространным монологам, акробатическая ловкость и безобидная палка в руках (на цирковом языке эта палка стала называться батоном и превратилась в традиционный реквизит клоуна), вне сякого сомнения, обнаруживают близкое родство «говорящего клоуна» с маской Бригеллы.
Маска Арлекина, второго дзани в комедии дель арте, оказала огромное влияние на иной тип циркового клоуна. Арлекин добр, незлопамятен, необычайно простодушен и глуп. Если Бригелла командует, то второй слуга с веселой беззаботностью и беспомощной глупостью охотно подчиняется. Отметим, что в цирке взаимоотношения легки в основу многих клоунских дуэтов. Как большинство цирковых рыжих, Арлекин не умел быстро приспосабливаться и не обладал житейской изворотливостью Бригеллы. Арлекин действовал по наитию, в состоянии радужного мировосприятия и не редко попадал впросак. Поступки Арлекина пережали его мысли. Он как бы витал над действительностью. Его одеяние выглядело так: крестьянская рубашка из белой материи и длинные панталоны. Все это было обшито разноцветными лоскутами. Они изображали заплаты на рубахе бедного крестьянского парня. Маска Арлекина стала прародителем циркового Рыжего, так этого клоуна называли в русских цирках, а за рубежом его именовали Августом.
Маски комедии, получив большую популярность, скорее распространились не только в Италии, но и в других странах. Так в 1557 году в Англии играет итальянская труппа Друзиано, в 1645 году итальянцы довольно прочно обосновались в Париже. Пульчинелла (маска южной группы комедии дель арте) стал любимейшим персонажем народных карнавалов, даже Полишинель во Франции и Панч в Англии переняли у Пульчинеллы многие смешные выходки. Маска Арлекина постепенно насыщалась национальными чертами того народа, перед которым ему доводилось выступать. В Германии, даже не меняя костюма, Арлекин стал называться именем народного комедийного персонажа Ганса Вурста (Гусиная Колбаса), в Англии – Мэри Эндрю (Веселый Эндрю) и Джек Пудинг, во Франции – Жан Фарин (Жан Мука), Жан Поташ (Жан Щи). Карнавальная традиция заимствования комедиантами своих имен у национальных блюд продолжает сохраняться и в цирковой клоунаде. Например, Коко – псевдоним многих клоунов (напиток, составляемый из воды и лакрицы), Бублик – псевдоним клоуна В. Кондратова, Колобок – псевдоним клоуна В. Колобкова, Кисель и Клюква – псевдонимы артистов К. Иванова и В. Гаврилова.
Цирковые клоуны, так же как персонажи комедии дель арте, раз и навсегда выбирают роли, наиболее отвечающие их данным, и играют их всю артистическую жизнь. Характер роли остается один и тот же.
Комедия дель арте существовала около двухсот лет, и ее артистами было придумано огромное количество лацци, некоторые из них дожили в качестве цирковых реприз и номеров до наших дней. Связь между клоунадой и комедией дель арте настолько явно прослеживается, что знаменитые французские клоуны Фрателлини назвали клоунаду «прямой наследницей итальянской комедии дель арте».

В древнеримском театре существовал вид народного театра, называемый ателланы. Это были непристойные фарсы, первоначально импровизированные, актёры которых также носили маски; некоторые из персонажей ателланов были сходны по характеру маски с персонажами комедии дель арте (как, например, римская маска Папуса и итальянская маска Панталоне), но говорить об ателланах, как о предшественнике комедии дель арте неправомерно, — разрыв традиции между ними составляет более двенадцати столетий. Скорее всего, речь может идти только о схожести обстоятельств, в которых рождались эти виды театра.
Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, но были шуты, мимы, маски. Другим фактором стало зарождение национальной итальянской драматургии. Новые пьесы сочиняют Л.Ариосто, Н.Макиавелли, Б.Бибиена, П.Аретино, но все эти пьесы мало пригодны для сцены, они перенасыщены персонажами и обилием сюжетных линий. Эта драматургия получает название «учёной комедии» (итал. Commedia erudita).
Анджело Беолько (Рудзанте) в первой половине XVI в. сочиняет пьесы, используя технику «учёной комедии», но играет свои спектакли на венецианских карнавалах. Путаные сюжеты сопровождаются трюками и здоровым крестьянским юмором. Вокруг него собирается небольшая труппа, где обозначается принцип tipi fissi и утверждается использование на театральных подмостках народной диалектной речи. Наконец, Беолько ввел в драматическое действие танец и музыку. Это не было ещё комедией дель арте, — Беолько и его труппа всё ещё играли в рамках заданного сюжета, у него не было свободной игры и импровизации, но именно он открыл дорогу для возникновения комедии. Первое упоминание о театре масок относится к 1555 г.[1]. Основные персонажи комедии дель арте

Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.
Мужские персонажи
Дза́нни (итал. Zanni) — большая группа персонажей-слуг (масок) итальянской комедии дель арте, среди которых самые важные: Бригелла (первый дзанни венецианского квартета масок), Арлекин (второй дзанни венецианского квартета масок), Ковьелло (первый дзанни неаполитанского квартета масок) и Пульчинелла (второй дзанни неаполитанского квартета масок). Сюда же относятся и девушки, служанки Коломбина, Фантеска, Смеральдина и др.
Слово дзанни происходит от имени Джанни (итал. Gianni) в венецианском произношении, Дзан Ганасса, так звали одного из первых актёров, прославивших эту маску.
Дзанни на подмостках площадного театра — одни из самых старых масок, продолжающие традицию придворных и карнавальных шутов. Они появляются в итальянских фарсах XV в., а ещё раньше — на страницах новелл Возрождения. Это слуги, бывшие крестьяне, покинувшие из-за бедности и безработицы родные места (Бергамо для северных масок, Кава и Ачерра для южных) в поисках лучшей жизни в процветающих портовых городах (Венеция на севере Италии и Неаполь на юге). Горожане с насмешкой смотрели на пришлых людей, охотно над ними смеялись. Они часто изображают их окончательно глупыми (Арлекин), или умными, но с непривычными для горожанина, «провинциальными» поступками (Бригелла), с характерным для «деревенщин» говором (Арлекин и Бригелла, например, говорят на довольно односложном бергамасском диалекте итальянского языка). Со временем, конечно, эта сатира смягчилась, тем более, что именно дзанни ведут активную интригу сценария, помогая влюблённым в их противостоянии старикам Панталоне и Доктору.
Северный (венецианский) квартет масок
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик; Происхождение: венецианец со своим типичным диалектом. Занятие: старик-купец, богатый, почти всегда скупой. Костюм: Панталоне носит очень узкие красные штаны (pantalons), короткий жилет-куртку того же цвета. Он носит шерстяной колпак и длинный чёрный плащ, обут в жёлтые домашние туфли. Он носит седые усы и узкую седую бородку. Маска: его маска красного или коричневого (землистого) цвета, она закрывает половину лица; у него длинный, «орлиный» нос, серые усы и острая бородка, что должно производить особый комический эффект, когда он разговаривает. Поведение: Панталоне, как правило, является центром интриги, и, как правило, всегда остаётся жертвой кого-либо, чаще всего Арлекина, его слуги. Он хворый и хилый: постоянно хромает, охает, кашляет, чихает, сморкается, болеет животом. Это человек похотливый, безнравственный, он страстно добивается любви юных красавиц, но всегда терпит неудачу. Его походка — это походка старика, он ходит с немного кривой спиной. Он разговаривает резким, пронзительным, «стариковским» голосом.

Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — псевдо-учёный доктор права; старик;


Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга; Бриге́лла (итал. Brighella, фр. Briguelle) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, первый дзанни; один из наиболее старинных персонажей-слуг итальянского театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Арлекином, Панталоне и Доктором. Происхождение: бывший крестьянин, уроженец Бергамо, говорящий на отрывистом, односложном, съедающем окончания, бергамском диалекте. Занятие: слуга. Костюм: полотняная блуза, длинные панталоны, плащ и белая шапочка, - костюм белого цвета и обшит зелёными галунами; жёлтые кожаные башмаки. У пояса чёрный кошель, за поясом кинжал (иногда деревянный, но чаще настоящий). Маска: волосатая, тёмного цвета с чёрными усами и с чёрной торчащей во все стороны бородой. Поведение: ловкий и изворотливый, часто вороватый слуга; развязный с женщинами, наглый со стариками, храбрый с трусами, но услужливый перед сильными; всегда криклив и многоречив. По началу злой и безжалостный, к XVIII в. Бригелла становится более мягким и весёлым. Он всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и добиваться счастья. От актёров, играющих эту маску требуется умение играть на гитаре и владение элементарными акробатическими трюками.


Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга; Труффальдино — выходец из Бергамо, носит одежду из разноцветных лоскутов, небольшую шляпу с кроличьим или заячьим хвостом, чёрную маску и палку у пояса.
Характер маски Труффальдино — расторопный слуга, устраивающий судьбу господ и свою собственную сохраняется в европейской драматургии.



Скапино, рисунок Мориса Санда, 1860 Самыми известными исполнителями этой роли были Николо Барбье́ри, выступавший под именем Белтраме, Карло Канту́ (Буффетто) и Франческо Габриэ́лли (Скапино).
.
Маска Бригеллы, хотя и была одной из самых любимых простым зрителем, как правило, находилась на втором плане интриги, недостаток активного действия компенсировался большим количеством вставных трюков (лацци) и музыкальных интермедий. Образы, близкие к Бригелле, присутствуют в комедиях Лопе де Вега и Шекспира; это также Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше.
Южный (неаполитанский) квартет масок
Тарталья, судья-заика; Происхождение: испанец, плохо говорящий на итальянском языке. Занятие: чиновник на государственной службе: он может быть судьёй, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т.п. Костюм: стилизован должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки. Поведение: как правило, он старик с толстым животом; всегда заика,его фирменный трюк — это борьба с заиканием, в результате чего серьёзный монолог, например, на суде, превращается в комический поток непристойностей.

Скарамучча, хвастливый вояка, трус; Капитан — хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи; Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;
Пульчинелла Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга; *Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый;
Женские персонажи


Изабелла называли именем актрисы, игравшей эту роль; Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., — служанки. Составляющие элементы комедии дель арте
Маски

Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако, со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр как правило играл одну и ту же маску. Актёру, игравшему Бригеллу, редко приходилось играть Панталоне, и наоборот. Часто менялись сценарии, но маска — значительно реже. Маска становилась образом актёра, который он выбирал в начале карьеры, и играя его всю жизнь, дополнял своей артистической индивидуальностью. Ему не нужно было знать роль, достаточно - знать сценарий — сюжет и предлагаемые обстоятельства. Всё остальное создавалось в процессе представления путём импровизации.
Устройство труппы и канон спектакля Система сценического искусства комедии дель арте сформировалась к концу XVI в. и совершенствовалась в течение следующего столетия. В 1699 г. в Неаполе был издан наиболее полный кодекс комедии, «Dell’arte representiva, premediata e all’improviso», составленный Андреа Перуччи.




Арлекин, вор, прево и судья
Спектакль начинается и заканчивается парадом с участием всех актёров, с музыкой, танцем, с лацци (буффонными трюками) и дурачествами, состоит из трёх актов. В перерывах между актами исполнялись короткие интермедии. Действие должно быть ограничено во времени (двадцатичетырехчасовой канон). Схема сюжета также была канонична, — молодые влюблённые, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды. В труппе должен быть капокомико, который разбирает с актёрами сценарий, расшифровывает лацци и заботится о необходимом реквизите. Сценарий подбирается строго в соответствии с теми масками, которые есть в труппе. Это минимум один квартет масок и пара влюблённых. Также хорошая труппа должна иметь в своём составе ещё двух актрис, певицу (итал. la cantatrice) и танцовщицу (итал. la ballarina). Количество актёров в труппе редко было меньше девяти, но обычно и не превышало двенадцати. Для декораций требовалось обозначить улицу, площадь, два дома в глубине, справа и слева, между которыми натягивался задник. Сценарий и импровизация

Основой спектакля в комедии дель арте является сценарий (или канва), — это очень краткое изложение по эпизодам сюжета с подробным описанием действующих лиц, порядка выхода на сцену, действий актёров, основных лацци и предметов реквизита. Большинство сценариев представляют собой переделку существующих комедий, рассказов и новелл для нужд отдельно взятой труппы (со своим набором масок), наскоро набросанный текст, вывешиваемый за кулисами на время спектакля. Сценарий, как правило, комедийного характера, но это может быть и трагедия, и трагикомедия, и пастораль (в сборнике сценариев Фламинио Скала, которые играла на сцене труппа «Джелози» присутствуют трагедии; известно также, что странствующая по французской провинции труппа Мольера-Дюфрена иногда играла трагедии, впрочем, без особого успеха).
Здесь вступало в силу искусство импровизации итальянских комедиантов. Импровизация позволяет адаптировать пьесу к новой публике, к новостям города, импровизационный спекталь труднее подвергнуть предварительной цензуре. Искусство импровизации заключалось в находчивой подаче реплик в сочетании с уместной жестикуляцией и умение свести всю импровизацию к исходному сценарию. Для успешной импровизации требовались темперамент, чёткая дикция, владение декламацией, голосом, дыханием, нужна была хорошая память, внимание и находчивость, требующие мгновенной реакции, и богатая фантазия, требовалось превосходное владение телом, акробатическая ловкость, умение прыгать и кувыркаться через голову, — пантомима, как язык телодвижений, выступала наравне со словом. Кроме того, актёры, играющие одну и ту же маску в течение всей жизни, набирали солидный багаж сценических приёмов, трюков, песен, поговорок и афоризмов, монологов и могли свободно пользоваться этим в самых разных сочетаниях. Лишь в XVIII в. драматург Карло Гольдони увёл итальянскую драматургию от сценария к фиксированному тексту; он похоронил находящуюся в упадке комедию дель арте, а на её могиле воздвиг бессмертный памятник в виде пьесы «Слуга двух господ».
Бродячие комедианты, Франсиско Гойя (1793). Диалекты

Диалект был одним из необходимых элементов, характеризующих маску. В первую очередь, это касается масок комических и буффонных, так как благородные маски, дамы, кавалеры и влюблённые, говорят на литературном языке Италии, т.е. на тосканском диалекте в его римском произношении. Диалект дополняет характеристику персонажа, указывая на его происхождение, а также даёт свой комический эффект. Венецианский диалект — Панталоне; Диалект Бергамо — Бригелла, Арлекин; Болонский диалект — Доктор; Неаполитанский диалект — Пульчинелла, Ковьелло; Капитан разговаривает на ломаном итальянском с испанским акцентом Кроме того, в каждой области Италии создавалась своя маска со своим местным диалектом (например, флорентийская маска Стентерелло). Такие маски, как правило, пользовались популярностью на небольших территориях, где был распространен тот или иной диалект, и их известность не выходила за эти границы.
Знаменитые труппы и актёры

Труппы нового театра появились одновременно в нескольких местах в сер. XVI в., однако точных данных о первых труппах не сохранилось, но известно, что в 1559 г. во Флоренции выступала труппа, в составе которой были несколько дзанни, Панталоне (ещё именуемый тогда мессир Бенедетти) и другие маски, затем появляются сведения о выступлениях в Ферраре в 1565 г., в Мантуе в 1566, а в 1568 г. о выступлениях сразу в нескольких областях Италии. Тогда же упоминается первое имя, актёра Альберто Назелли, выступавшего в Мантуе под псевдонимом Дзан Ганассы, и первой труппы, выступавшей в Милане под названием «Джелози» (итал. Compagnia dei Gelosi) и ставшей одной из самых значительных во второй половине XVI в. Также были известны труппы «Дезиози», «Конфиденти», «Унити» (труппа светлейшего герцога Мантуанского), «Аччези» (выступавшей во Франции на празднике в честь бракосочетания Генриха IV с Марией Медичи), «Феделе». В XVII—XVIII вв. под королевским покровительством существовал Театр итальянской комедии в Париже.
Труппа «Джелози», фламандский художник конца XVI в. Музей Карнавале «Джелози». Название труппы впервые прозвучало в 1568 г., когда труппа выступала в Милане, и определялось их девизом: "Их доблести, славе и чести все позавидуют[2]» (итал. Virtù, fama ed honor ne fèr gelosi). Главной резиденцией труппы был Милан, выступления были зафиксированиы в Венеции, Флоренции, Генуе, Мантуе, в Турине. Труппа дважды гастролировала во Франции, в первый раз в 1577 г. по приглашению короля Генриха III, видевшего их спектакли в Венеции. Многие актёры труппы относились к творческой и дворянской элите Италии, и после распада труппы (после 1603 г.) сохранился сборник сценариев, составленный Фламинио Скала. В труппе играли Джулио Паскуати (Панталоне), Симоне де Болонья (Дзанни), Габриэле да Болонья (Франкатриппа), Франческо Андреини (Капитан), Влюблённых дам играли Изабелла Андреини и Виттория Пииссими, а Влюблённых кавалеров — Орацио ди Падуа и Адриано Валерини, вместе с Франческо Андреини исполнявший функции капокомико. Предполагается, что именно «Джелози» заложили игровой канон комедии дель арте и определили характер основных масок. «Конфиденти» (итал. Confidenti, Уверенные). Самые ранние сведения о труппе относятся к 1574 г. Известно о её выступлениях в Кремоне, Павии, Милане, Падуе, Ферраре, Болонье, а также о гастролях во Франции и Испании. Труппа находилась под покровительством дона Джованни Медичи, хорошо понимавшего театральное дело. Лучшие актёры труппы, это Фламинио Скала (Флавио), Оттавио Онорати (Меццетино), Франческо Габрителли (Скапино). В разные годы в труппе также играли Виттория Пииссими и Изабелла Андреини, Джованни Пеллезини (Педролино), Тристано Мартинелли (Арлекин), Маркантонио Романьези (Панталоне).

Источник: http://Викепедия
Категория: Мои статьи | Добавил: Helen (14.10.2011)
Просмотров: 5638 | Комментарии: 2 | Теги: xvi, Арлекино, маски, италия, Персонажи, гоцци, Жанр, Театр, принцесса турандот, вахтангов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz