Мой сайт
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 45

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 22.10.2018, 13:26

Главная » Статьи » Мои статьи

Пограмма по актёрскому мастерству (часть 2-ая)

Особенности каждого года обучения

На 1-ом году обучения большое внимание уделяется технике речи.

     Работа ведётся в соответствии с "Комплексным методом воздействия на голосово-речевой аппарат”, разработанный преподавателями кафедры сценической речи театральной Академии.

     Воспитанникам предлагаются упражнения, построенные на сочетании упражнений по технике речи, индивидуальному и ансамблевому пению.

   В качестве упражнений используются и подвижные игры, которые развивают пластические навыки и речедвигательную координацию.

     Работа над этюдами начинается  с этюдов на музыку.  Учащемуся предлагается к понравившемуся музыкальному фрагменту  придумать ассоциативное действие, а второму предлагается  присоединиться и добавить контрдействие.

     Данная работа проводится при коллективном обсуждении. Затем дается домашнее задание подобрать музыкальный фрагмент и придумать на него этюд, чтобы в нем взаимодействовали или противодействовали два-три персонажа. Затем можно предложить этюды по названию, а потом и по картине. Лучшие этюды выносятся на показ в конце учебного года. Работа проводится парами или малыми творческими группами, которые желательно менять от работы к работе, чтобы все поработали со всеми. Обязательно проводится коллективная рефлексия после просмотров.

Каждое занятие по актерскому мастерству начинается с упражнений  и тренинга. Упражнения психофизического тренинга разминочные, а иногда и долгие проводятся по полчаса на каждом занятии в течение всего курса. Эти упражнения способствуют поддержанию творческой формы. Классу могут быть предложены  самые разные варианты таких действий, однако, стоит заметить, что лучше всего не усложнять саму их схему, сделать ее максимально простой, но точной, чтобы ребенок легко "цеплялся” за детали и не распылял свое внимание по нескольким воображаемым объектам. Стоит привести список таких действий, которые легко укладываются в рамки подобных требований.

-  Перенос со стола на стол полной до краев кастрюли с горячим молоком

-   Пришивание пуговицы

-   Намазывание хлеба маслом

-   Перенос с места на место мешка с картошкой

-   Завязывание узла на веревке

-    Склеивание бумаги

-    Чистка апельсина и т.д.

Разминка также  построена на сочетании упражнений по технике речи, и индивидуальному и групповому исполнению пластических этюдов. Музыкальная разминка завершается обычно пением несложной песни, причем каждый раз дается новое задание, связанное с пением:

-         Изменение громкости звучания

-         Изменение характера исполнения

-         Пение группами

-         Пение индивидуальное

- Пение по частям (друг за другом) и т.д

     На 2-ом году обучения большое внимание уделяется работе над этюдами.

     Этюд, прежде всего – продукт жизненного опыта, а его то, как раз, крайне мало у детей. Поэтому самое трудное для них – сочинить ситуацию, которая выглядела бы правдоподобной, с позиций взрослого человека.

     Работа над этюдами- наблюдениями начинается ещё на 1-ом году обучения.Речь идет о наблюдениях за предметами, людьми, явлениями природы, механизмами и т.п. На каждом занятии  дети, по желанию, делятся своими наблюдениями, показывают их друг другу.         Эти зарисовки не подлежат особо строгому критическому разбору, ибо детальная работа над наблюдениями еще впереди, на 3-ем году обучения. Это лишь первые опыты, пусть несовершенные, - они направлены на поддержание в подростке тяги к любопытству, анализу явлений, желания воспроизвести их актерскими средствами.

     При этом важно, чтобы ребята приучались не ругать или критиковать своих товарищей, а находить резервы или перспективы развития той или иной работы.

     Не стоит пытаться навязывать детям взрослые сюжеты (любовные истории, ситуации, связанные с тяжелыми переживаниями.

     Этюды юных актёров могут быть придуманы и исполнены, как воплощение фантазий, пусть нелогичных, но всегда искренних. В таком  случае этюд и обретает свое истинное предназначение – легкого наброска, полного импровизации.

На 3-ем году обучения большое место в образовательном процессе занимает инсценирование сказок. Это достаточно серьезная работа, требующая некоторых навыков в драматургии, музыкальном и художественном оформлении спектакля и другого уровня актерского мастерства.

      При инсценировании сказок учащиеся сначала выполняют творческие задания тренинга: рецепты, мультики, сказки на слова. Затем подбирают понравившиеся сказки, читают, выбирают лучшие. Инсценировка сказки является домашним заданием, затем снова выносится на коллективное обсуждение. Можно использовать для постановок материал смежного курса по драматургии. Работа над постановкой сказок ведется малыми группами.

     Этот курс на практике знакомит учащихся с основными составляющими сценического искусства. Он состоит из трех основных блоков.

Упражнения психофизического тренинга разминочные, а иногда и долгие проводятся по полчаса на каждом занятии в течение всего курса.

    Работа над инсценировками сказок идет на втором году обучения. Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года ученики  открыли для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, в течение второго года – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителем, а на третий год – познакомились с технологией создания «характера» на сцене.

 

Прогнозируемые результаты

 

По окончании первого года обучения учащиеся будут знать:

·        упражнения на коллективную согласованность действий

·        упражнения на память физических действий

·        упражнения на согласованность действий

·        что означает действовать в предлагаемых обстоятельствах,

·        иметь представление об исполнительской задаче, событии и его оценке

По окончании первого года обучения учащиеся будут уметь:

·        выполнять упражнения на коллективную согласованностьдействий

·        (одновременно, друг за другом, вовремя)

·        выполнять упражнения на память физических действий

·        выполнять упражнения на согласованность действий

·        действовать в предлагаемых обстоятельсвах, иметь представление об исполнительской задаче, событии и его оценке

·        исполнять превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены

·        объясняют характер работы режиссёра, актёра, художника-декоратора, художника по свету

·        исполнять этюды на оправданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельсвами

·        выступать на публике с этюдами -отрывками, собранными в мини-спектакль

По окончании первого года обучения учащиеся будет развито и воспитано:

·        развито управление своим вниманием ( к предмету, распределение внимания, к партнёру);

·        Умение активизировать свою фантазию;

·        Начальное умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;

·        Умение видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

·        Коллективность в выполнении заданий;

 По окончании 2-ого года обучения учащиеся будут знать:

·        что такое  темпо-ритм

·        понимание конфликта , как основного «двигателя»сценического действия

·        знание понятия «характерность»

По окончании 2-ого года обучения учащиеся будут уметь:

·        умение действовать от лица героя и уметь составлять «биографию роли»

·        ( придумывание событий до начала этюда, отрывка и после)

·        умение составлять представление о характере героя по его собственной речи

·        умение оценивать точность исполнения (в первую очередь это относится к умению разглядеть целенаправленное и продуктивное действие и противодействие)

·        умение работать коллективно при выступлении и его подготовке спектакля

По окончании второго года обучения учащиеся будет развито и воспитано:

·        умение действовать от лица героя и уметь составлять «биографию роли»

·        придумывание событий до начала этюда, отрывка и после

·        умение составлять представление о характере героя по его собственной речи

·        уважение к требованиям педагога

·        ответственность за любое предложенное педагогом задание

По окончании 3-его года обучения учащиеся будут знать:

·        понимать воплощение замысла, авторской позиции способность оценить выразительность  и оригинальность исполнения каждого задания

·        умение разбираться в жанре исполнения

·        освоение взаимосвяхи образа, текста и задачи действия

·         знание влияния истории, среды, условий , ситуации, характера на логику поведения персонажа умение импровизировать и значение импровизации в театральном искусстве

 

 

По окончании 3-его года обучения учащиеся будут уметь:

·        воплотить знания в практической работе над спектаклем

·        импровизировать и значение импровизации в театральном искусстве

·        понимать воплощение замысла, авторской позиции

·        освоение взаимосвязи образа, текста и задачи действия

По окончании второго года обучения учащиеся будет развито и воспитано:

·        Культура зрителя

·        Культура поведения на сцене, за кулисами

·        Фантазия, воображение,

·        Трудолюбие

·        Желание самосовершенствования

По окончании обучения по данной программе учащиеся будут иметь:

·        способность оценить выразительность  и оригинальность исполнения каждого задания, и почему именно так

·        умение разбираться в жанре исполнения

·        понимать воплощение замысла, авторской позиции

·        освоение взаимосвязи образа, текста и задачи действия

·        умение импровизировать и значение импровизации в театральном искусстве

·        знание влияния истории, среды, условий , ситуации, характера на логику поведения персонажа

·        умение  воплотить знания в практической работе над спектаклем

Исполнительское мастерство:

·        сценическое поведение: свобода мышц, сценическое обаяние, естественность, артистизм, знание основ этикета, владение микрофоном;

·        владение элементами техники словесного действия: внимание,  воображение; память, оценка события; подтекст; внутренний монолог;

·        умение исполнять произведения различных жанров (басня, сказка, юмористический рассказ, лирическая поэзия, эстрадный монолог, публицистика и т.д.).

Владение голосом:

·         правильное использование дыхания;

·         чёткость и естественность артикуляции;

·         интонационная выразительность;

·         звучность

 

Механизм выявления результатов

    

     Контроль усвоения материала производится постоянно. Условно можно выделить 3  этапа, оценки усвоенных знаний, умений и навыков, воспитанных личных качеств:

1. Текущий – наблюдения педагога за освоением программного материала в течение всего года.

Проверка усвоения теоретического материала проводится в форме беседы и во время просмотра видеоматериала выступлений воспитанников студии «Слово» с последующим анализом.

Проверка освоения практического материала, уровня исполнения проводится на каждом занятии при выполнении этюдов.

2. Промежуточный контроль –  теоретического материала проводится в форме беседы;

практического в виде показа постановочной работы.

3. Итоговый контроль – это освоение данной программы как по теоретическому курсу, так и практическому  разделу. Проводится в форме собеседования по теории курса программы и  зачета-представления  (демонстрации спектакля) по  практическая части курса программы.

Итоговый концерт ГОУ СОШ 648  (май).

Механизм оценки полученных знаний.

Уровень знаний, умений, навыков оценивается по следующим критериям:

Знания:

·        соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;

·        свобода восприятия теоретической информации;

·        понимание терминологии, осмысленность и свобода использования специальной терминологии

   Практические навыки:

  • соответствие  уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
  • качество исполнения (техника, артистизм)
  • артистичность, эмоциональность, элегантность исполнения танцевальных программ,
  • взаимодействие воспитанников в паре во время исполнения танцевальной программы (синхронность, взаимопонимание)

Уровень развития воспитанности:

  • культура исполнения и поведения во время исполнения (внешний вид, собранность, отношение к судьям и зрителям),
  • ответственность во время выполнения заданий на занятии, во время выступлений на соревнованиях и концертах, к поручениям педагога.
  •  дисциплина,
  • уважительное отношение к деятельности других

Подтверждением успешности освоения программы служат следующие показатели:

- стабильный состав и минимальная  «текучка» занимающихся;

- создание коллектива единомышленников;

- изменения в состоянии здоровья: исправление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;

- положительные отзывы родителей о процессе обучения;

- рост исполнительских возможностей детей;

- успешные выступления на  конкурсах и фестивалях разного уровня                                     (окружном конкурсе «Северные созвездия», городском фестивале « Юные таланты Московии»).

Воспитывающая деятельность

 

     Важным условием успешной работы с юными актёрами студии  является проводимая в объединении воспитательная работа, в которой условно можно выделить

2 направления:

- воспитание межличностных отношений между воспитанниками и

- воспитание личностных качеств, необходимых для сцены

     Воспитанию чувства товарищества, дружбы, взаимопонимания, доброжелательности, взаимопомощи, создание коллектива единомышленников способствуют такие проводимые в объединении мероприятия  как:

·        «торжественный» приём в театральную студию « Слово»

·        просмотр и анализ выступлений и их обсуждение (соблюдение объективности и такта)

·        подведения итогов учебного года на итоговых занятиях, на которых отмечаются достижения каждого воспитанника

·        подготовка альбомов, видеоматериалов с выступлениями воспитанников на конкурсах, фестивалях с привлечением родителей и детей.

     Воспитание  личностных качеств, необходимых артисту: самонастройки, сосредоточения, оптимистической оценки неудач, выдержки, самообладания, спортивного трудолюбия, настойчивости происходит в процессе постановочно-репетиционных занятий, во время спектакля.

     Формы воспитательной работы: беседы, консультации, внушение, родительские собрания.

 

Развивающая деятельность.

В результате реализации программы и воспитания личностных качеств происходит процесс личностного развития, развивается внутренний потенциал каждого воспитанника

в результате занятия  данным видом деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Источник: http://Авторская программа Кольчугиной Елены Константиновны
Категория: Мои статьи | Добавил: Helen (09.03.2014)
Просмотров: 657 | Теги: Воспитание детей, Школьный театр, спектакль, Программа обучения, педагогика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz